Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир.
Семейный досуг – время, проведенное вместе за приятными занятиями – совместной прогулкой, настольными играми, беседами и т.д.
Хорошее проведение досуга – очень важный момент в жизни семьи, который укрепляет отношения, указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания. Правильно организованный семейный досуг, выполняет восстановительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровье его членов, удовлетворение различных духовных потребностей.
Совместное времяпрепровождение способствует началу настоящей дружбы между взрослыми и детьми.
Организация досуга, как и воспитание ребенка, преследует единые цели и задачи в дошкольном учреждении и семье. Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке.
Правильно и интересно организованный досуг – это яркие и запоминающиеся на всю жизнь впечатления. Родители по своему опыту знают, что счастливые моменты детства запоминаются на всю жизнь. Самые яркие впечатления у детей остаются от совместных поездок с родителями на отдых. Дети с восторгом рассказывают об этом своим друзьям, о том, где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят ребенку собственных впечатлений, собственной живой мысли и собственного действия. Совместный отдых способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком и этим человеком для ребенка должен быть в первую очередь родителей.
Именно поэтому планирование досуга, в котором найдется место каждому члену семьи, не менее важно, чем планирование рабочих дел.
Примеры семейного досуга:
— совместные спортивные занятия (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, командные виды спорта и т.д.);
— катание на велосипедах, роликах, самокатах;
— настольные игры (спортлото, монополия, эрудит, мафия, шахматы, лото, шашки, нарды, домино, скрэбл);
— поход в кинотеатр/театр;
— посещение аттракционов; посещение зоопарка; посещение аквапарка;
— пикник на свежем воздухе;
— поездка в лес или ближайший город;
— совместный просмотр старых фотографий;
— просмотр семейного фильма;
— поездка в гости всей семьей;
— генеральная уборка квартиры или уборка территории вокруг дома;
— фантазийная семейная фотосессия (дома или в фотостудии);
— мастер-класс ( в интернете или вживую);
— семейные встречи (собрать у себя родственников, накрыть на стол, придумать развлечения);
— совместные покупки в торговом центре (важно порадовать каждого члена семьи, сумма покупки каждого должна быть примерно одинаковой и заранее оговорена);
— совместное приготовление сложного, интересного блюда (выбор и покупку продуктов для блюда также можно включить в этот пункт).
В настоящее время дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития.
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д.
Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольников. В подвижных играх создаются благоприятные условия для проявления творчества, выдумки, фантазии. Подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Ограничение действий правилами, принятыми в подвижной игре, при одновременном увлечении игрой отлично дисциплинирует детей. В настоящее время забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии детей стали занимать приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны активные, здоровые и гармонично развитые личности. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.
Для организации активного отдыха дошкольников в выходные дни родители могут организовать игры во дворе. Подвижные игры детей во дворе являются самым доступным и массовым видом физических упражнений для детей. Взрослые могут стать зачинщиками такого досуга, помочь оборудовать площадку для игр, смастерить недостающий инвентарь, продумать и подготовить призы. А сколько радости приносят подвижные игры, в которых принимают участие взрослые и дети разных возрастов всего двора!
Очевидно, что такие мероприятия при нынешней занятости родителей не могут повторяться часто. Но достаточно, если взрослые объединяются с детьми для совместных игр в выходные дни или во время отпуска.
Именно о детях можно сказать, что они живут и познают мир, играя, с удовольствием резвясь всегда и везде. Но если на улице холодно, идет дождь и дует ветер, им ничего не мешает замечательно пошалить и выплеснуть энергию в стенах любимого дома. А подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребенка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость, а также отличная возможность для ребёнка пустить свою энергию в нужное русло и хорошо повеселиться.
Конечно, дома в салочки или догонялки поиграть не получится. Но есть немало игр, в которых сочетаются физическая нагрузка, ловкость и смекалка.
Предлагаю вам несколько подвижных игр, которые не требуют какого-то специального оборудования и в которые можно играть с одним ребенком или с несколькими.
ИГРА «ЛАСТОЧКА И ЦАПЛЯ»
Для удержания равновесия предложите ребенку постоять на одной ноге, как цапля, а потом вытянуть ногу назад и немного нагнутся, чтобы получилась «ласточка»
ИГРА «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Взрослый начинает выполнять разные движения, ребенок должен их повторять. Но одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя (например: запрещено выполнять движение «руки к плечам»). Неожиданно взрослый выполняет «запрещенное движение». Если ребенок повторил его, он совершил ошибку, игра останавливается. Через 10-15 секунд игра продолжается.
ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Надуйте воздушный шарик (или несколько шариков) и подбросьте над головой ребенка. По очереди подбрасывайте шарик (шарики) выше, не давая ему коснуться пола. У кого шарик упадет, тот и проиграл.
ИГРА «ШУСТРОЕ ПЕРЫШКО»
Поделите комнату на две части: одна половина ваша, другая – ребенка. Возьмите перышко и вместе начинайте дуть, стараясь, чтоб оно не упало на пол. Задача ребенка – выдуть перышко на мамину половину комнаты, ваша – на половину крохи. На чьей стороне оно упадет, тот и проиграл.
ИГРА «ПРЫГАЕТ НЕ ПРЫГАЕТ»
Мама называет птиц, зверей и предметы, которые «прыгают или не прыгают». Если она называет то, что прыгает (например лягушка), ребенок должен подпрыгнуть вверх на двух ногах; если назовет то, что не прыгает, ребенок должен присесть, опустить руки вниз, касаясь пола кончиками пальцев. Выстройте зайчиков, мишек и других зверушек в линию. Катайте мяч, стараясь попасть и сбить игрушку. Победит тот, у кого будет больше попаданий.
ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ПОДУШКИ»
Бросаться подушками очень весело: они легкие, мягкие; если попадут, не больно. А еще они разные по величине и форме. В этой игре нет каких-либо правил. Просто забавляйтесь всей семьей, пока не надоест. Будьте готовы: в такую игру маленький непоседа способен играть без устали хоть целый день!
ИГРА «ПРЯТКИ»
Одна из самых любимых игр. Можно просто прятаться и по очереди искать друг друга или играть в жмурки. Папа будет котом. С завязанными глазами он поймает мышек (маму и ребенка).
ИГРА «КЛАССИКИ»
С помощью малярного скотча или изоленты, соорудите в комнате на линолеуме классики или запутанные дорожки.
ИГРА «СБОР УРОЖАЯ»
Ребенок принимает положение упор лежа на животе, мама или папа берет ребенка за ноги и получается «тачка». И вместе ходите по комнате «собираете урожай».
Интересные игры для детей – это не только весёлое времяпрепровождение, но и хороший способ создать некое пространство, где царит дружба и взаимопонимание, в котором и дети и родители чувствуют себя весело и комфортно! И ради этого, конечно, стоит постараться!
НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ И
ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!
Подготовила:
Инструктор по ФИЗО Васильева Е.В.